ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОГО ТАБУРЕТА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  С ДЕТЬМИ С ОВЗ

         Если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. 
      Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
     Программа мозжечкового стимулирования улучшает: 
- уровень концентрации внимания; 
-все виды памяти; 
-развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения; 
-математические и логические способности; 
-анализ и синтез информации; 
-способность к планированию; 
-работу эмоционально-волевой сферы. 
      Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения  на специальных коррекционных занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами. Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность! 
       Мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:
-ЗРР разной степени тяжести. 

-Проблема дисграфии или дислексии. 
-ЗПР и ЗПРР. 
-Синдром дефицита внимания и гиперактивности. 
-Аутизм и другие состояния аутического спектра. 
-Алалия. 
-Логоневроз (заикание). 
-Отставания в развитии моторики и координации. 
-Несовершенство работы вестибулярного аппарата. 
-Поведенческие нарушения. 
-Несобранность, повышенная отвлекаемость. 
-Нарушения осанки. 
-Проблемы с обучаемостью. 
        Результаты занятий: 
-улучшается моторно-зрительная координация; 
-двигательные и интеллектуальные способности ребенка синхронизируются; 
-улучшается концентрация внимания; 
-развитие пространственного воображения; 
-повышение уровня интеллекта.

       Этот метод пришёл к нам из Америки, в  60-е годы прошлого столетия американец Фрэнк Бильгоу, работая с детьми, которые плохо умели читать, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и изменениями в навыках чтения. Это и послужило началом развития методики мозжечковой стимуляции, концепции по работе с детьми, имеющими нарушения в сенсорной интеграции.

Принцип методики:

Регулярные занятия с использованием балансировочного табурета  включают упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. Во время занятия ребенок должен, балансируя на табурете, удерживать положение своего тела и выполнять определенные задания. Эти задания постепенно становятся сложнее. В структуру занятия включаются упражнения с другими атрибутами:  мячики, мешочки и т.д.

Как это работает?

Человеческий мозг состоит из двух полушарий, которые функционируют как два сетевых компьютера. Левое полушарие получает моторную и сенсорную информацию с правой стороны тела, а правое полушарие - с левой стороны тела. Когда мы объединяем две системы и ставим задачу развития гармонии и синхронности, первым шагом является достижение эффективного баланса между двумя сторонами мозга. Поскольку большинство психических процессов связаны с обеими сторонами мозга, проблемы интеграции между двумя полушариями могут привести к неэффективности мозговых процессов. Поскольку левое полушарие мозга контролирует движения на правой стороне тела, а правое полушарие мозга контролирует движения на левой стороне тела, человек может усовершенствовать интеграцию между двумя сторонами мозга посредством действий, связанных с обеими стороны его тела. Такие движения приводят две системы к балансу. Успешная интеграция между двумя сторонами мозга необходима для улучшения всех мозговых процессов.

       

 

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

 

Каждый день мы проводим занятия на развитие артикуляции.

Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков.

Каждое занятие артикуляционной гимнастикой проводится в игровой форме, существуют некий элемент интриги и непредсказуемости, поэтому игровые сюжеты не повторяются слишком часто, что позволяет поддерживать постоянный интерес ребёнка к подобным занятиям.

Традиционно для проведения артикуляционной гимнастики детям предлагается подойти к зеркалу или сесть напротив него таким образом, чтобы видеть своё отражение и отражение взрослого человека, проводящего занятие.

Артикуляционная гимнастика практикуется как индивидуально, так и в небольших группах.

Перед каждым занятием использую небольшое вступление, короткий рассказ о новых приключениях Веселого Язычка. Когда дети заинтересовались сюжетом и настроились на работу, начинаю показывать и описывать новое упражнение артикуляционной гимнастики, предлагаю детям повторить его перед зеркалом. Во время выполнения упражнения детьми контролирую процесс, делаю необходимые замечания, указываю на допускаемые ошибки, хвалю за правильное выполнение. После освоения упражнения пробуем повторить его без зеркала.

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой позволяют в короткие сроки выработать и закрепить необходимые двигательные навыки, довести их до автоматизма. Благодаря этому при образовании звуков во время разговора ребёнок будет правильно их артикулировать.

 

 

Развитие сенсорной интеграции  у детей с ОВЗ.

Многие родители слышали, что сенсорная интеграция полезна для деток с аутизмом, так и для детей с ОВЗ. Известно, что все дети страдают от нарушений в сенсорной сфере (гиперчувствительность или недостаточная чувствительность к звукам, запахам, вкусам, тактильным ощущениям). Также многие дети неуклюжи и имеют нарушения в координации движений и балансе. А ведь адекватное состояние и поведение ребенка во многом зависят от того, насколько упорядочены его ощущения, насколько адекватно он реагирует на определённые внешние стимулы и раздражители.

Другими словами, если ребенок постоянно падает на ровном месте, не одергивает руку от горячей сковородки, если любая одежда вызывает у него жжение по всему телу, если у него постоянно стоит шум в ушах или у него двоится в глазах, - то все это и многое другое мешает его нормальной жизнедеятельности и очень сильно влияет на его самочувствие и поведение. Любой нормальный человек, помещенный даже на непродолжительное время в мир таких искаженных сенсорных ощущений, будет демонстрировать неадекватное поведение.

Так что же такое сенсорная интеграция? Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств человека. Взаимодействие это очень сложное, и начинается оно задолго до рождения ребенка, уже в конце 3-й недели беременности!

По Вашим наблюдениям за ребенком можно определить, в каких сферах у него повышенная чувствительность, а в каких – пониженная. Например, если ребенок закрывает уши руками при громких звуках, – это гиперчувствительность к звукам. Если ребенок не чувствует боли при падениях – это недостаточная тактильная чувствительность. Понаблюдайте за своим малышом и запишите Ваши наблюдения.

Выделяют 7 органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание), вестибулярный аппарат (поддержание равновесия), проприоцепция. Для налаживания работы этих сенсорных путей и их взаимосвязи необходимо предоставить ребенку большой и разнообразный опыт ощущений.

Я расскажу как мы на занятиях развиваем один из органов чувств и что нам это дает. 

«Лото запахов " - это обучающая игра, которая развивает обонятельные навыки. 

   

   
Помимо этого она хорошо влияет на память, внимание, интеллект, логику, речь. А именно, обогащается словарный запас малыша. .
Лото помогает ребенку переводить образы восприятия из зрительной в тактильную, из тактильной в слухо - речевую, из слухо-речевой в тактильную или зрительную. ⠀⠀⠀⠀
В нашем лото предоставлено 32 различных аромата.⠀⠀⠀⠀
Начинаем с самого простого - рассматриваем и называем картинки. Далее малыш нюхает запах и сам называет, что это или же отыскивает подходящую картинку. А начать можно просто с совместного раскладывания баночек по картинкам.

 

 
Далее можно придумывать целые истории: какой запах где можно повстречать, на что похож, вспоминать, где слышали подобный запах, когда и при каких обстоятельствах  Всё зависит от  фантазии.⠀

      На всех занятиях мы обязательно наблюдаем за состоянием и реакцией ребенка. Если у ребенка повышенная чувствительность каких-то органов чувств, то стимуляции нужно проводить очень плавно, осторожно, постепенно. Таким образом мы как бы приучаем ребенка к ранее неприятным для него ощущениям и учим его правильно реагировать на них. А если у ребенка пониженная чувствительность – то, наоборот, предоставляем ему максимум возможностей для различных сенсорных стимуляций.

 

Деревянная мозаика – игрушка для любого возраста. Многочисленные детали разного цвета и формы складываются в причудливые орнаменты и вполне реалистичные картинки. С Pattern Blocks ваш ребенок развивает творческие способности, тренирует моторику рук, учится анализировать и сопоставлять.

Деревянная мозаика для детей до трех лет – это увлекательный способ выучить цвета и простейшие геометрические формы. Интеллектуальное и творческое развитие ребенка происходит в интересном формате. Дети часами собирают такой конструктор, открывая все новые и новые закономерности.

 ⠀⠀⠀

  

 

Развитие познавательно-речевой деятельности дошкольников по методике В. В. Воскобовича

Воскобович Вячеслав Вадимович признан одним из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр, которые в игровой форме формируют творческий потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы, а также предлагают ребёнку увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок.

История возникновения методики Воскобовича.

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые развиваются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания. Также им легко дается обучение в начальной школе. Они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание. Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер-физик и на протяжении многих лет не имел прямого отношения к педагогике и психологии. Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети. В начале 90-х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. Вячеслав Вадимович самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее. В дальнейшем была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направленная на всесторонне развитие ребенка. На данный момент можно ознакомиться с 40 развивающими играми Воскобовича и большим количеством пособий по раннему развитию детей. Методика Воскобовича является актуальной темой на многих семинарах приуроченных творческому, познавательному, речевому развитию детей.

Принципы методики Воскобовича.

Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным.

*В связи с этим, один из принципов методики Воскобовича – интересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Для родителей без специального образования данные методические разработки являются настоящей ценной находкой. Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с малышом, выполняя различные творческие задания.

*Вторым принципом методики Воскобовича является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша.

* Третий принцип авторской методики Воскобовича заключается в развитие у ребенка творческого начала. Игры и сказки Воскобовича помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей.

В своей работе мы используем методику «Квадрат Воскобовича".

"Квадрат Воскобовича" или "Игровой квадрат" бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет). Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно - в домик, в лодочку или в конфету. Все, что хочет сделать сообразительный малыш: летучую мышь, конверт, семафор, мышку, ежика, звездочку, башмачок, лодку, рыбку, самолет, птичку, подъемный кран, черепаху. Это неполный перечень только тех "превращений" Квадрата Воскобовича, которые есть в инструкции. А ведь можно и самим что-то придумать!

Все это возможно благодаря тому, что эта игрушка изготовлена из ткани. На тканевую основу наклеены пластиковые треугольники. Они разноцветные - зеленые с одной стороны и красные с другой. Между треугольниками остаются полоски ткани, по которым квадрат можно сгибать. Складывая "Квадрат" можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником) и их свойствами. Играя с "Квадратом Воскобовича", педагог может давать задания на тренировку внимания, логики или сообразительности. Например, сложив домик с зеленой крышей, воспитатель спрашивает у ребенка, сколько он видит красных квадратов. Первый ответ, который приходит на ум - два, но если присмотреться внимательнее, то ясно, что квадратов три. А зеленый квадрат один. И таких заданий можно придумывать бесконечное множество! Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры. Квадрат Воскобовича безотказно развивает пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, а также моторику рук и творческие способности. Если "Квадрат Воскобовича" есть у вас дома, его можно взять с собой даже на прогулку или в дорогу. Он легко поместится в карман и не прервет интересных игр во время прогулки или в путешествии. Для детей постарше "Волшебный квадрат Воскобовича" - наверное, самая популярная игрушка. Этот четырехцветный Квадрат представляет собой 32 пластиковых треугольника, наклеенных также на гибкую тканевую поверхность в определенном порядке. Между квадратами оставляется небольшое пространство, благодаря которому игрушка может сгибаться, формируя плоские и объемные фигуры различной сложности.

 

Давайте поиграем:

Ребята, да это же к нам в гости пожаловал его величество ВОЛШЕБНЫЙ ДВУХЦВЕТНЫЙ КВАДРАТ и сегодня он нас приглашает в игровое путешествие в сказку «Теремок». Он очень хочет с вами поиграть.

Стоит в поле теремок-теремок Он не низок, не высок. Положите жёлтой стороной к себе и согните 2 верхних угла – получился жёлтый дом с красной крышей. (Делают теремок).Вот по полю мышка бежит, смотрит - теремок стоит! (сделать мышку).Вот лягушка скачет по полянке, в теремке тоже хочет жить, мышку конфеткой угостить. Пока лягушка скакала конфетку потеряла. Давайте угостим Лягушку –квакушку конфетой. Сделайте, пожалуйста. (складывают конфету). Положите квадрат так, чтобы 1 уголок был вверху, а 2 внизу. А теперь сложите уголочки, которые находятся под вашими руками в серединку квадрата. Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, чтоб угостить мышку конфетками и с ней вместе жить. Тут на опушку выскочил зайчик и видит перед ним река журчит. Зайчику ручеек преградил дорожку к терему. А как же зайчику попасть к теремку? (надо переплыть) На чем можно переплыть ручеек? (На лодке). А у нас она есть? (Нет) А давайте мы ее сделаем из нашего волшебного квадрата! Сложите квадратик, как конфетку, а потом пополам. Наш волшебный квадратик превратился в лодочку. Вот заинька переплыл ручеек, зашел в теремок и стали они жить вместе. Тише, тише не шумите, кто-то к нам идет сюда. Ну, конечно же лиса (воспитатель показывает игрушечную лису). Но пока она бежала по дорожке, потеряла туфельку. Ребята, давайте поможем лисичке и сделаем для нее туфельку. (делают туфельку). А по лесу уж медведь идёт. Вдруг увидел теремок – как заревёт: «Вы пустите меня в теремок!»

В чистом поле теремок,

Был ни низок, ни высок.

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили

Там и мышка и лягушка,

Зайчик с лисонькой –подружкой

Но набрел на теремок Мишка косолапый

Раздавил он теремок своей огромной лапой.

Звери очень испугались, поскорее разбежались

А потом собрались снова,

Чтоб построить терем новый.

Теперь всем животным хватит места! Наши животные будут жить вместе весело и дружно! Спасибо Вам за помощь! А теперь Волшебному квадрату пора возвращаться к себе в страну математики. Давайте поблагодарим его за такое чудесное путешествие в сказку «Теремок».

Играя с ребёнком, вы получаете ощущение радости, открываются в нём новые, удивительные черты характера, прививается желание учиться, познавать новое.